Коучинг — средство манипуляции?

Автор: АлексейНет комментариев

зомбирование, навязать услугу, навязать продукт, заставить купить ненужное, впарить продукт, как сказать нет, научиться говорить нет, твёрдость характера, воспитать силу духа, развить силу воли, как стать сильнее духомЭтим летом я впервые столкнулся с неприятием слова «коучинг», что меня одновременно и удивило, и опечалило. Некоторые люди шарахаются от этого слова, ставя его в один ряд с сетевым маркетингом и НЛП как орудием манипуляции сознанием. По всей видимости, это заслуга тех горе-тренеров, которые активно используют слово «коучинг» в контексте низкокачественных тренингов МЛМ-продаж, где учат не как грамотно рассказывать о достоинствах продукта и заинтересовывать клиента, а как втираться в доверие простодушным покупателям, запудрить им мозги, и что-либо «впарить». Такое обучение они и называют «коучингом». В результате появляются продавцы, для которых в принципе неважны интересы покупателя, а важно лишь продать любой ценой. Со стороны может показаться, что в процессе такого «обучения» с человеком делается что-то, что он становится одержимым идеями и целями, которые ему транслирует якобы «коуч». И у людей появляется ассоциация — если речь идёт про коучинг, значит, их пытаются развести на деньги! Пытаются навязать что-то, что на самом деле им не нужно! «Зомбировать», затащить в секту!

Вполне естественно, что при таких ассоциациях возникает чувство настороженности, подозрительности. Кто же согласится по доброй воле стать «зомбированным»? Страх потерять себя напрямую связан с инстинктом самосохранения, базовым человеческим инстинктом. Активизируется самая древняя структура нашего мозга, берущая начало ещё от рептилий, и начинает бить тревогу.

зомбирование, навязать услугу, навязать продукт, заставить купить ненужное, впарить продукт, как сказать нет, научиться говорить нет, твёрдость характера, воспитать силу духа, развить силу воли, как стать сильнее духомНа самом деле, коучинг не имеет ничего общего с подобными тренингами. Да, коуч вдохновляет, воодушевляет и побуждает к действиям, это его основная задача. Но сам источник вдохновения, та искра, которая вас зажигает, уже находится внутри вас! Работа коуча сродни работе кузнечных мехов, которые раздувают из этой искры пламя. Сам по себе коуч нейтрален, он свободен от оценочных суждений, и не привносит в процесс ничего личного — если это действительно хороший коуч. Имеет значение лишь то, что важно для вас самих.

Меня лично беспокоит сложившаяся ситуация, поэтому обращаюсь сейчас к участникам сетевого маркетинга.

Уважаемые «сетевики»! Мне любопытно, какими вы видите своих клиентов? Кто они для вас?

Воспринимаете ли вы их как зависимых от вас, нуждающихся в ваших товарах и услугах людей — или как свободных личностей, способных самостоятельно принять решение и сделать выбор?

Что вы хотите им дать, предлагая свои товары и услуги? Какую их проблему вы решаете?

Что лучше — накормить голодного человека рыбой, или дать удочку и научить ловить рыбу, чтобы он смог сам себя обеспечить?

Если хотите «подсадить» людей на ваш продукт, время от времени «подкармливая их рыбой» — мне, как коучу, с вами не по пути.

Если ваша цель — предложить людям новые возможности, свободу выбора, «дать удочку и научить ловить рыбу» — это совсем другое дело!

зомбирование, навязать услугу, навязать продукт, заставить купить ненужное, впарить продукт, как сказать нет, научиться говорить нет, твёрдость характера, воспитать силу духа, развить силу воли, как стать сильнее духомДля коуча каждый человек — супергерой, чемпион, потенциальный лидер, способный брать на себя ответственность за свою жизнь и принимать решения самостоятельно. Коуч не ведёт за ручку своего клиента, а СОПРОВОЖДАЕТ, идёт рядом с ним. Почувствуйте разницу! Дошли вместе из точки А до точки Б, поблагодарили друг друга за сотрудничество, попрощались — и каждый отправился дальше по своим делам. Возможно, сетевики сейчас ужаснутся, но одна из основных задач коуча сделать так, чтобы клиент научился обходиться без коуча.

Некоторые думают, что коучинг — это как «просто поговорить». Дескать, коуч не даёт готового решения, а значит, просто «бросает» своего клиента, даже если он не достиг результата. Напоминаю, что точку Б, где заканчивается наше сотрудничество, определяет сам клиент. Коуч готов идти с ним до тех пор, пока в этом есть необходимость, потому что он безгранично верит в своего клиента, верит, что он способен справиться сам со всеми трудностями. И эта вера творит чудеса!

зомбирование, навязать услугу, навязать продукт, заставить купить ненужное, впарить продукт, как сказать нет, научиться говорить нет, твёрдость характера, воспитать силу духа, развить силу воли, как стать сильнее духомА теперь для тех, кто боится оказаться под влиянием продавца-манипулятора и попасть в зависимость от его услуг. Помните, что вашими решениями можно управлять ровно настолько, насколько вы сами это позволяете. Если вы от кого-то зависимы, в чём ваша доля ответственности в этой ситуации? Насколько легко вам говорить «нет»? Насколько легко вы отказываетесь от своих собственных желаний в пользу чьих-то чужих? Насколько цените своё время и свои ресурсы? Насколько вы доверяете себе, своим внутренним ощущениям и своей интуиции? Это всё зависит от вашей осознанности, твёрдости характера, силы воли и силы духа, принятия себя. А вот это как раз те вещи, которые можно проработать с коучем! И я с великой радостью помогу вам в этом!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Коучинговые заметки и размышления

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.